Согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» при отсутствии аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя эксплуатация транспортных средств запрещается. 

Согласно ПДД каждое утро водитель обязан проверять техническое состояние своего автомобиля и в том числе убедиться в наличии аптечки, огнетушителя и знака. Другими словами, отсутствие аптечки, огнетушителя или знака сродни неисправностям, таким как люфт в рулевом управлении или негорящие стоп-сигналы. И проверка их наличия – составная часть контроля технического состояния автомобиля.

Набор из самых дешевых аптечки, огнетушителя или знака стоит меньше 500 руб., то есть меньше возможного штрафа, когда у вас вдруг с собой не окажется хотя бы одного из предметов. Потому очень странными выглядят вопросы типа: «Что делать, если аптечки, огнетушителя или знака нет с собой?» В магазин езжай! Чего тут думать? (Вопросы о качестве огнетушителя за 102 руб. оставляю за кадром).

Если инспектор просит показать аптечку, огнетушитель или знак, то чисто из соображений экономии времени проще выполнить его просьбу. Подчеркиваю – просьбу. Обязанности показывать что-либо, что находится внутри автомобиля, в ответ на просьбу у водителя не возникает.

Другое дело, когда проводится специальное мероприятие. Тогда во взаимосвязи закона «О полиции» и «Административного регламента» у инспектора появляется право проконтролировать наличие аптечки, огнетушителя и знака, а у водителя появляется обязанность показать данные предметы. По КоАП подобной обязанности у водителя нет.

Если данные предметы отсутствуют или разукомплектованы, говорите, что при выезде из гаража все было на месте. Так получилось, что в дороге пришлось использовать и аптечку, и огнетушитель, а знак одолжили знакомому, вставшему на дороге, и сейчас вы едете в магазин, где все купите. Если инспектор вам не верит, то это его проблемы. На него ложится обязанность доказать, что вы врете.

Из всего вышесказанного следует, что вопрос наличия-отсутствия аптечки, огнетушителя или знака яйца выеденного не стоит, причем независимо от того, есть они у вас с собой или нет.

В общем-то, на этом можно было бы и закончить, но на вопрос можно взглянуть более широко: что если речь пойдет не о каких-то предметах из багажника, за отсутствие которых грозит максимальный штраф в 500 руб., а о проверке технического состояния автомобиля вообще? Например, скучно стало инспектору, видит номера ненашенской области и решает развлечься – помотать нервы.

Начнет, как уже понятно, с аптечки, закончит выявлением неисправности рулевого управления. Напоминаю, что с такой неисправностью дальнейшее движение запрещается. Попробуете тронуться, и автомобиль уедет на штрафстоянку. Да и сам контроль от начала и до конца в соответствии с полным перечнем всех неисправностей из «Основных положений по допуску» может затянуться надолго – непаханое поле для мозгоклюйства.

Если спецмероприятие не проводится, а инспектор просит открыть капот, чтобы, например, подергать рулевую тягу, то назревает конфликт. Если попробуете возражать, то вам тут же заткнут рот, что по закону «О полиции» инспектор имеет право проконтролировать техническое состояние автомобиля, а за неподчинение его законным требованиям можно схлопотать наказание по ч. 1 ст. 19.3 КоАП – до 15 суток. Аналогичные угрозы, кстати, могут иметь место и в случае отказа открыть багажник, чтобы глянуть на аптечку, огнетушитель и знак.

Конечно, подобная ссылка на закон «О полиции» звучит внушительно, но она абсолютно неуместна, поскольку свои права полицейский имеет право реализовать только в установленном порядке, который для инспекторов ГАИ прописан в «Административном регламенте». А установленный порядок глаголет, что ползать по автомобилю и искать неисправности разрешается только по указанию свыше в виде приказа, внутри которого есть волшебная фраза «специальное мероприятие».

При проведении спецмероприятий у водителей возникает обязанность выполнить требования инспектора, которые позволят ему убедиться в технической исправности вашего автомобиля. Узнать о проведении спецмероприятия можно у дежурного, телефон которого инспектор обязан вам предоставить.

Что касается КоАП, то в нем нет нормы «подозрение в правонарушении». Правонарушение либо есть, либо его нет. Если есть лишь подозрение, то в законе на такие случаи прописаны так называемые «меры обеспечения». Например, подозрение в опьянении. Если признаки опьянения есть, то инспектор имеет право отстранить в присутствии понятых водителя от управления транспортным средством и провести освидетельствование. Для правонарушений, связанных с проверкой технического состояния автомобиля, подобных мер обеспечения в КоАП нет, то есть нет ни списка признаков неисправностей, ни порядка действий инспектора для их обнаружения, ни обязанностей водителя выполнять какие-то действия.

По закону «О полиции»: «Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами». Незаконные – не обязательны. Если конфликт пошел по нарастающей, то по «Административному регламенту» самое простое – потребовать вызова ответственных должностных лиц.

Вышестоящее должностное лицо, а также дежурный подразделения, где несет службу инспектор, имеют право признать действия инспектора незаконными, и у вас не будет никаких сомнений в вашей правоте.

Ссылайтесь на «Решение ВС № АКПИ13-58» от 28.02.2013 г. В нем со слов представителей МВД и Министерства юстиции сказано, что для привлечения водителя по ч. 1 ст. 19.3 КоАП обязанность водителя, которую он не выполняет (в чем, собственно, и проявляется неподчинение), должна быть явно прописана в каком-либо правовом акте.

Ссылайтесь и на «Решение ВС от 27.03.2012 № АКПИ12-245», где говорится, что осмотр с целью выявления неисправностей противоречит закону.

О разнице между осмотром и досмотром говорилось ранее.

В заключение следует сказать, что все вышесказанное не относится к случаям, когда техническую неисправность инспектор обнаруживает визуально. Если инспектор видит, например, тонировку или ксенон, то ничто не мешает ему остановить водителя и вынести постановление.

Каков вывод? По КоАП у водителя не возникает никаких обязанностей при попытке инспектора проконтролировать техническое состояние автомобиля. Связка закона «О полиции» и «Административного регламента» порождает обязанности, в том числе обязанность предоставить аптечку, знак, огнетушитель, при проведении специального мероприятия.

Лично мне проще откликнуться на просьбу инспектора и показать данные предметы, чем идти на конфликт и качать права по ничего не значащему поводу.

Попутно: в аптечке есть два сертификата со сроком давности – выбросите их совсем. Они говорят лишь о том, что на момент покупки аптечка соответствует всем нормам. Срок действия сертификатов ограничен, и когда инспектор контролирует аптечку, то просроченный сертификат становится поводом для развода.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения